Когда до школы ещё далеко.
Могут ли быть связаны школьные трудности с особенностями развития ребенка в раннем возрасте?
О подготовке к школе в первые месяцы жизни ребенка родителям задумываться некогда – достаточно и более актуальных хлопот. И мы совсем не собираемся призывать родителей к осуществлению принципа «читать раньше, чем ходить» или к чему – ни будь в этом духе.
Однако такая подготовка всегда происходит (или нет), потому что в основе большей части школьных лежит нарушение развития ряда функций, а они формируются с первых лет жизни. Например, нарушения в развитии двигательной активности затрудняет формирование навыков письма, задержка речевого развития порождает трудности при обучении письму и чтению.
Специалисты отмечают «факторы риска» в раннем развитии ребенка:
• трудности с кормлением;
• неспокойность и крикливость;
• недостаточная реакция на свет и звук (или наоборот, чрезмерно резкая бурная реакция);
• гиперактивность или чрезмерная вялость ребенка;
• нарушение сна;
• проблемы с развитием речи или движений
Считается , что уже для годовалого малыша можно предусмотреть возможные школьные трудности, а значит обратить внимание взрослых на те или иные стороны развития, которые требуют повышенного внимания. Лучше если это сделает специалист. Но соответствие разви-тия возрастным нормам могут проверить и сами родители. На что нужно обращать внимание? Необходимо учитывать развитие мелкой моторики и основных движений, развитие речи и умение общаться со взрослыми и ровесниками, способность воспринимать новую информацию и запоминать ее.
Например, для малыша, которому исполнился год, норма, если он стоит без поддержки, ходит сам или держась за руку, выговаривает первые слова, активно общается с окружающими людьми, может манипулировать предметами, активно реагирует на новое, может вспомнить, куда вы вместе спрятали игрушку. Попросите его через небольшой промежуток времени найти ее, и вы убедитесь в этом.
Если вы замечаете некоторые отклонения в развитии, не нужно паниковать, но не нужно ждать, что все уладится само собою. Нужно начинать корректирующие занятия. В каком возрасте? Известный психолог Л.С.Выгодский писал: «Только такое обучение в детском возрасте хорошо, которое опережает развитие и ведет его за собой, но научить ребенка можно лишь тому, чему он способен научиться». К этому можно добавить – и в той форме, в кото-рой сделать это легче. А учится дошкольник – неутомимо и успешно – в игре и общении со взрослыми. Это обучение не должно быть насильственным, а цель, которую вы ставите перед ребенком, должна быть достижимой: на шаг впереди – но достижимой. Ведь успех порождает уверенность, желание, интерес, а неудачи очень быстро вызывают нежелание, отказ от работы. Если есть возможность обратиться за консультацией к врачу, психологу, логопеду, сделайте это, внимательно отнеситесь к их советам и рекомендациям, но не ждите готового ре-цепта. В дальнейшем при непосредственной подготовке к школе уделите особое внимание тем сторонам развития, с которыми были проблемы. И не стесняйтесь, предупредите об этом воспитателя детского сада и учителя. Это поможет им учесть особенности, преодолеть трудности, не травмируя ребенка. Отставание в развитии можно преодолеть, однако это будет требовать усилий и большого терпения. Не жалейте времени, не теряйте надежды – если вы не увидите быстрого результата, ваши старания все равно не будут бесплодными, когда ре-бенок пойдет в школу.
От yaranova.